Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Функциональный анализ или Исследование и коррекция нежелательного поведения
 
В АВА любое поведение, как "хорошее", так и "плохое", воспринимается как всего лишь как поведение. То есть, какое-либо действие, появление которого вызывают одни факторы, и усиливают в будущем - другие факторы.
В данном восприятии АВА сильно отличается от других подходов, видящих в проблематичном поведении симптом расстройства - аутизма, гиперактивности, дефицита внимания, душевных проблем, пробелов воспитания, умственной отсталости, неприемлемых черт характера, эмоциональных расстройств, и так далее.

В АВА любое поведение, кроме врожденных рефлексов, является обученным или обучаемым, и, следовательно, доступного к изменениям. При таком подходе, мы не можем изменить человека, но можем изменить его поведение.
 
Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Однако, для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Мы активно работаем над коррекцией нежелательного поведения у наших детей и тщательно следим за прогрессом в процессе работы, чтобы само обучение и жизнь ребёнка и его близких в целом становились легче, счастливее и комфортнее.

Если нежелательное поведение затрудняет не только процесс обучения, но и процесс интеграции ребёнка в социум, а также не поддается анализу простыми методами, можно провести процедуру функционального анализа. Опираясь на данные, полученные в ходе этой процедуры, возможно построить наиболее эффективную систему коррекции. 

Процедура довольно сложная и имеет побочный эффект — в ходе ее выполнения нежелательное поведение подкрепляется. Но она позволяет выявить функцию быстро и точно, что, в свою очередь, позволит перевести поведение в режим коррекции сразу же после получения анализа результатов процедуры.

 

 

Функции могут быть следующие:
1. Получение желаемых стимулов или действий. Ребенок хочет конфету, падает на пол и громко кричит. Мама дает ему конфету.
2. Прекращение нежелаемых стимулов или действий. Ребенок раскрашивает рисунок, но вместо того, что бы продолжать и закончить - комкает бумагу и рвет на части. После этого от него не требуют раскрашивать.
3. Привлечение внимания. Ребенок, во время игры с младшим братом, сильно бьет его по голове. На крики младшего брата немедленно прибегают родители, и начинают отчитывать ребенка.
4. Получение сенсорной стимуляции. Ребенок, наедине сам с собой постоянно бормочет определенное предложение и размахивает руками.
 
Важно запомнить, что у одного вида поведения могут быть несколько функций - ребенок может плакать каждый раз, когда от него требуют выполнять задание, и когда хочет получить определенный предмет, и когда после его плача на него обращают внимание окружающие.
А может быть и наоборот - и нескольких видов поведения может быть одна функция - на ребенка начинают обращать внимание, когда он начинает бить своего брата, и когда он начинает громко кричать, и когда он начинает разбрасывать предметы, и когда он карабкается по шторам.

Поэтому, прежде чем применять какую-нибудь процедуру для уменьшения проблематичного поведения, следует задуматься - действительно ли это поведение является проблематичным для самого ребенка, какое другое поведение должно заменить это поведение, и каковы могут быть причины, которые вызывают и поддерживают это поведение на данный момент.


Взято с сайта: autism-aba.blogspot.com

Опубликовать в социальных сетях